Время от 1085 г. до н. э. (конец Нового царства) до середины X в. до н. э. получило наименование III Переходногопериода (XXI династия). Политический распад государства, тяжело повлиявшие на Египет нападения внешних врагов - «народов моря», ливийцев - в конце Нового царства заставили его в начале I тысячелетия до н. э. не только отказаться от осуществления имперских планов в Азии и Африке,но более того - превратили его самого в объект завоевания со стороныусилившихся соседей - ливийцев, эфиопов, а затем могущественныхазиатских держав: Ассирийской и Персидской.
Возросший напор ливийцев на Египет удалось еще при Рамессидах приостановить и направить отчасти в своих интересах: фараоны стали брать в свое войско в качестве наемников ливийских воинов, славившихся своимибоевыми качествами и храбростью. В начале X в. до н. э. ливийцы, получавшие за службу в армии, полиции и личной гвардии фараона земельные участки,натуральные и денежные вознаграждения, буквально наводнили Дельту. Египтяне обычно называли их Ма или «машаваша» по имени одного из наиболее известных ливийских племен. Во главе отрядов ливийских воинов стояли военачальники, именовавшие себя «великими вождями Ма», «великими князьями», правителями исконных и вновь основанных египетских городов и поселений, а часто и жрецами-первосвященниками традиционных египетских культов. Стремясь укорениться в Египте, знатные ливийские роды воспринимали египетскую культуру и религиозные верования египтян, устанавливали родственные связи с египетскими вельможами и даже царским домом.
Результатом этой политики было восшествие на престол ок. 950 г. до н.э. представителя одного из знатных1 ливийских родов Шешонка I,основавшего ТХХП Ливийскую династию (ок. 950-730 г. до н. э.). Он добивается легитимизации своей власти женитьбой своего сына на дочери последнего фараона XXI династии, а другого своего сына посылает первосвященником Амона в Фивы. Основатель новой династии избрал и новую столицу - город Бубастис в Дельте, в связи с чем эту династию называют также династией Бубастидов.
Объединение страны позволило Шешонку I активизировать ее внешнюю политику, прежде всего в азиатском направлении. Вмешавшись в палестинские дела,в конфликт между израильским и иудейским царскими родами,Шешонк I ок. 930 г. до н. э. вторгся в Иудею, взял Иерусалим,
большое количество городов и населенных пунктов Иудеи и захватил богатые трофеи. Успехи в Азии подтолкнули египетского царя и на возобновление захватнической политики в южном направлении: в его надписях упоминается дань из Нубии. Шешонк и его преемники вели обширное строительство в стране: воздвигались царские дворцы в Бубастисе, была построена военная крепость близ Фаюма, в Танисе сооружались каменные погребальные склепы для представителей династии. Но особенно большой размах приобрело строительство храмовых сооружений, в первую очередь в Фивах, где Шешонк I воздвиг «двор Бубастидов» и западный пилон карнакского храма, высек рельефы на сюжеты палестинского похода и надписи.
Социальной опорой Бубастидов были воины и жречество. В свою очередь, они оказывали большую поддержку в виде земельных дарений, богатых жертвоприношений известным египетским религиозным центрам: Мемфису, Гераклеополю и Абидосу. Особенно настойчиво добивались фараоны XXII династии утверждения своей власти в Фивах, но там не раз возникали смуты, ставившие под угрозу признание их в качестве верховных жрецов. Постепенно государство Бубастидов ослабевало. На внешнеполитической арене Египет не смог оказать действенной помощи Дамасской коалиции сиро-палестинских правителей, которые пытались противостоять натиску Ассирии. В битве при Каркаре (в Сирии) в 853 г. до н. э. участвовал лишь небольшой отряд египтян, вместе с союзниками потерпевший поражение от ассирийцев. Внутри страны росла децентрализация, и сама династия распалась на ветви, обосновавшиеся в различных городах: Бубастисе, Мемфисе, Гераклеополе.
Около 817 г. до н. э. правитель Таниса объявил себя царем всего Египта и начал новую, XXIII династию. Она была также ливийской по происхождению и правила параллельно с захиревшей XXII династией вплоть до 730 г. до н.э., когда раздробленный Египет стал легкой добычей новых завоевателей, пришедших из Нубии.
ЗАВОЕВАНИЕ ЕГИПТА КУШЕМ.
Это - Судан. Тысячи лет его истории - истории Нубии, Куша, Мероэ, загадочных царств, существовавших в древние времена на территории современного Судана, - в памяти не мелькнут даже тенью. Эта страна жила своей напряженной жизнью: воевала с Египтом, была его захолустной
провинцией и даже, в конце концов, покорила великую империю фараонов. Но и ее настоящий триумф для нас все еще неведом.Попробуем же совершить путешествие в эту забытую державу, - в державу, что дала великому Египту нубийских фараонов (греки называют их «эфиопскими»). Если же я лгу, клялся египтянин, «пусть мне отрежут язык или сошлют в страну Куш».
Страна эта была засушливой и пустынной. Протекая через нее, Нил делал огромную петлю. Здесь река мало напоминала величавую, спокойную
«кормилицу Египта». Как раненый зверь, она металась от одного скалистого порога к другому, мешая совершать плавание.
Если египетский Нил щедро рассыпал дары людям, селившимся близ него, то нубийский Нил отпугивал людей, морил их голодом. Выжженные, скалистые берега, неуютные, иссеченные ущельями долины - вот пейзаж Нубии, страны суровой и к хозяевам, и к гостям. Что же заставляло египтян осваивать эту жалкуюколонию? Возможно, это алчность и страх.
Страх перед знаменитыми нубийскими лучниками. Что думали египетские правители? Если такие воины будут служить не Египту, а другим народам, безопасность страны окажется под угрозой. Поэтому власти Египта делали все возможное, чтобы заполучить нубийцев себе на службу. Временами большая часть египетской армии состояла из наемников-нубийцев. Алчность. Нубия вечно нуждалась в хлебе - и при этом о ней ходили слухи как об одной из богатейших стран древности. Ее безводные долины и ущелья изобиловали золотом. Недаром она звалась «золотой страной Амона». Здесь же находили драгоценные камни. Также имелись в стране серебро, медь, железо. Через всю Нубийскую пустыню тянулись древние караванные пути. По ним из южных областей Африки везли слоновую кость и эбеновое дерево, шкуры леопардов и перья страусов, благовония и редких животных - все, в чем нуждались богатые египетские вельможи. А еще везли мед и зерно, дерево и скот, ведь в степях, прилегающих к нубийскому Нилу, жили племенамкочевников-скотоводов. Как песчинки в сторону моря, текли в Египетприношения племен нубийских, и не было видно им конца, и дань эта питала роскошь и славу Египта, а та страна Куш была все так же презренна.
Нубийцев боялись - и клеветали на них. Их грабили - и клеветали на них. Рабы, изгои, ничтожный люд... Египтяне презирали нубийцев. Это видно хотя бы по манере изображать их: низкий лоб, толстые губы, глубоко впавший нос. Каноническая поза: нубиец повергнут наземь - стоит на коленях или ползет, покорный египетской власти; руки отведены назад и связаны за спиной. Нескончаемая расправа: головами нубийцев изукрашены подошвы царских сандалий; всякий раз на прогулке фараон попирает своих вечных врагов. Или: на конце посоха, на который опирается фараон, вырезана голова все того же ненавистного нубийца; с каждым движением - удар головой о землю. Любой шаг царя - наказание нубийцу.
В этих художественных приемах смешались древняя магия и имперская спесь. Для египтян любой другой народ, кроме них, казался варварским, презренным, чужаки таили какую-то угрозу... Как знакомо мне подобное же отношение греков и македонцев к "варварам"!
Династия нубийских фараонов двадцать пятая по счету. По сей день это - одна из самых загадочных династий, правивших Египтом. Ведь к власти в стране пришли «варвары» - жители полудикой соседней земли; даже внешне они резко отличались от египтян. Это были черные эфиопы. Столетиями египтяне презирали своих южных соседей - нубийцев, «этот люд с косичками, рядящийся в звериные шкуры, этих курчавых чужаков с обожженными лицами». Даже война с ними казалась легкой прогулкой.
Однако превратности судьбы не пощадили и страну пирамид. Однажды на вершину власти вступили те, на кого недавно смотрели лишь сверху вниз. Так, впервые в средиземноморской стране к власти пришли представители негроидной расы. В годы их правления - в VIII -VII веках до нашей эры - культура Египта в последний раз переживала расцвет. Вскоре страна оказалась под властью ассирийцев, персов, греков.
На территории Куша (Нубии) к VIII в. до н. э. образовалось самостоятельное государство со столицей в городе Напата, который был расположен в районе IV порога, на торговых путях, вблизи мест золотодобычи. В нем был построен храм Амона, близ города находились царские некрополи, где по египетскому образцу, в пирамидах, погребались тела покойных кушитских правителей, носивших традиционные титулы фараонов и поклонявшихся египетским богам, из которых самым почитаемым был Амон.
К середине VI в . до н. э. политический центр царства переместился из Напаты в Мероэ - город между V и VI порогами Нила, выгодно расположенный в районе скрещивания караванных торговых путей. Здесь же находились железорудные месторождения. Напата же осталась религиозным центром, местом коронации и погребения царей.
В экономике Напатско-Мероитского царства видное место занимали охота и скотоводство. Земледелие из-за малого плодородия почв развивалось вяло.
Важным достижением стала выплавка железа. Значительную роль играла речная и караванная торговля с Египтом. Северному соседу везли слоновую кость, золото, драгоценные камни, благовония, ценные породы дерева, темнокожих рабов, экзотических животных.
В середине VIII в. до н. э. напатский правитель Кашта воспользовался нестабильной ситуацией, сложившейся в Египте, и совершил успешный поход на его территорию. Кроме того, он добился причисления своей дочери к сложной иерархии фиванского жречества в качестве верховной жрицы, так называемой супруги бога (т. е. Амона). В Фиваиде были оставлены и кушитские военные отряды. Все это позволило кушитским царям утвердиться в своих претензиях на Египет, и когда последний стал объединяться под властью правителя Саиса - Тефнахта, сын Кашты - Пианхи двинул на борьбу с ним как воинские отряды, базировавшиеся в Фиваиде, так и свежие силы непосредственно из Напаты. Кушитский царь одержал перевес в сражениях близ Фив и Гераклеополя, осадил и взял Гермополь и победил в решающей битве за Мемфис. Ему выразили покорность не только номархи побежденных им номов, но и представитель XXIII династии и сам мятежный Тефнахт.
Однако уход Пианхи в Напату вскоре позволил Тефнахту провозгласить себя царем и начать тем самым XXIV династию, которая имела всего одного продолжателя - его сына Бакенранфа (или Бокхориса, как называли его греки). Социальная атмосфера в Египте этого времени была резко накалена.Разрастание крупного землевладения, базировавшегося на скупке земель и рабов у средних и мелких землевладельцев, разорение общинников, попадавших в кабалу к ростовщикам, бравшим 100 % годовых или забиравшим в рабство своих должников,- все это требовало от центральной власти принятия радикальных мер. Тефнахт издал закон против роскоши. Бокхорису же принадлежит закон, который запрещал лишать свободы должников и разрешал брать как обеспечение долга лишь их имущество, а также уменьшал и регламентировал процент на взятую взаймы сумму. Царь-реформатор утверждал, что каждый египтянин - раб царя, его воин иземледелец, а не раб другого египтянина. Совершенно очевидно, что введение этого закона было продиктовано государственными интересами. Его целью было возродить армию, обеспечить царскую казну налогами, а выполнение необходимых общественных работ - рабочей силой. Всего 6 лет правил фараон-реформатор, чья власть, видимо, простиралась на Дельту и часть Среднего Египта.
Авот эта страница истории Египта заинтересовала меня особо.
Около 715 г. до н. э. новый поход на Египет предпринял преемник Пианхи - Шабака, который, по сведениям Манефона, сжег Бокхориса заживо. Египет был окончательно покорен кушитскими фараонами, правившими им с 715 до 664 г. до н. э.
(XXV Эфиопская династия. Греки называют кушитов эфиопами).
Египет и Куш были объединены в одно государство.За время своего 15-летнего правления Шабака старался удержать Египет в повиновении мирным путем. Поэтому своей резиденцией он избрал древний, почитаемый в стране Мемфис, оказывал всемерную поддержку жречеству бога-покровителя Птаха и в то же время утверждал кушитское влияние в Фивах, включив своих детей в состав высшего жречества Амона и возведя в священном городе монументальные храмовые постройки. Внешняя политика Шабаки была очень осторожной. С Ассирией, утверждавшей свое господство на восточно-средиземноморском побережье, он старался не вступать в конфликты. Возможно даже, что между двумя государствами был заключен договор, о чем свидетельствует найденный в царском дворце в Ниневии, столице Ассирии, оттиск на глине двух печатей: одна — царская ассирийская, другая — египетская, с именем и изображением Шабаки. Эта булла скрепляла какой-то важный документ, вероятно, написанный на папирусе или пергаменте, который истлел или сгорел. Там же найдены разнообразные ценные египетские изделия — возможно, египетские дары
ассирийскому союзнику.

Фараон Тахарка
Ассирийцы в Египте.
Превращение Ассирии в могущественную переднеазиатскую державу продвигало ее все ближе к границам еще не покоренного Египта и делало столкновение между ними неминуемым. Подавив восстания на восточносредиземноморском побережье и заставив арабские племена обеспечить его войско верблюдами для перехода через знойную пустыню, ассирийский царь Асархаддон после двух походов в 674 и 671 гг. до н. э. покорил Египет. Боровшийся с ассрийцами кушитско-египетский царь Тахарка бежал на родину. Египет был разделен между 20 местными правителями — номархами, которых ассирийцы называли царями. Они были поставлены под контроль ассирийской военной и гражданской администрации.
Асархаддон именовался «царем царей» Верхнего и Нижнего Египта и даже Куша.
привилегиями, хотя порой бывали замешаны в антиассирийских выступлениях.
Господство ассирийцев над Египтом продолжалось 15 лет (671—655 гг. до н. э.). Дважды за это время покоренная страна восставала. Оба раза в восстаниях активно участвовал Тахарка, пытавшийся вернуть Египет кушитской короне. В663 г. до н. э. ассирийцам пришлось вести войну с преемником Тахарки — кушитским царем Тану-тамоном, также пытавшимся отвоевать у них Египет.
Одержав победу над кушитами, ассирийцы положили конец правлению XXV Эфиопской династии в Египте. Свою опору ассирийские цари видели в тех царьках и князьях, которые правили отдельными номами и были обязаны ассирийцам освобождением от власти кушитских фараонов. Некоторые
правители (например, Саиса) пользовались у ассирийцев авторитетом и и привилегиями, хотя порой бывали замешаны в антиассирийских выступлениях.