THE LEGEND IS REAL
Из книги А.Амфитеатрова "Дьявол".

Египетский Сэт или Сутэкс, свирепое божество, известное грекам под именем Тифона, не всегда был злым разрушителем. Культ Сэта чрезвычайно древен; он поднимается до пятой династии, - по крайней мере, уже в ее эпоху был в Мемфисе храм, посвященный Сэту. В наиболее цветущий период империи фараонов это божество было в величайшем почете, настолько, что' государи вставляли в свой титул прозвища "любимца Сэта" или "любимца Сутэкса" ... В это время Сэт пользовался теми же почестями, которые воздавались другим божествам светлой и доброй ка тегории, в особенности в эпоху восемнадцатой и девятнадцатой династии, когда культ его достиг величайшeгo развития. В это время он становится едва ли не верховным божеством. В поэме Пентаура фараон Рамзес II уподобляется богу Сэту в виде величайшей похвалы. На барельефах изображаются цари, получающиe от Сэта символы силы, жизни и мудрос'I:И, в том же самом порядке, как получали они. такие же дары от Гора и других солнечных божеств. Сверх того Сэт изображается научающим их стрельбе из лука. Центром его культа был в это время город Омбос, от которого он получил имя Нубти. По всей вероятности, он в это время был главным солнечным богом Южного Египта. Но вот в эпоху двадцать второй или двадцать пятой династии произошла резкая религиозная революция, которой Сэт был свергнут, изгнан из общества. богов, его изображения подвергались изуродованию, надписи в честь его. были истреблены. И, таким образом, божество доброе, Господь неба и земли, как имели обыкновение называть Сэта ранее, становится теперь божеством беспримерно злобным, олицетворением всего порочного и извращенного в мире нравственном и всего вредного в природе, - одним словом, полной противоположности добра и врагом света. Ненависть против Сэта доходит до того, что из списков населенных местностей вычеркиваются города, ему посвященные, как тифонические, то есть предполагаемые несчастными и приносящими несчастье.
В солнечном мифе Сэт теперь рассматривается не только как злейший и неумолимый враг своего брата Озириса, его убийца и похититель его престола, но также как злая сила в системе двух противоположных мировых начал, так что в этом порядке всякое благо приписывается кроткому и светлому Озирису и всякий вред ставится на счет свирепого и темного Сэта. Вместо прежних лестных эпитетов Сэт теперь обзывается в заклинаниях "аспидом, вредным пресмыкающимся, которого яд сожигает, разбойником, приходящим для того, чтобы украсть свет божества" и т.д. Красный цвет, посвященный Сэту, потому что в одном из превращений своих он принимал вид красного гиппопотама, объявляется проклятым и в знак войны со злым божеством египетские жрецы закалывают на жертвенниках своих богов животных красной шерсти, словно пленников из враждебной, побежденной армии. Развиваeтcя миф о мести Гора за отца своего Озириса и победе его над Сэтом. Страною Сэта объявляется жгучая пустыня - так называемый "Красный" пояс, обнимающий собой гористую часть восточного Египта до берегов Красного моря и, в особенности, часть пустыни, расположенная к югу нижнего Египта, включая сюда и Синайский полуостров. Здесь вотчина и территория Сэта, и, в силу этого, местности эти почитаются несчастными и отверженными. Таким образом, не перестав быть солнечныМ богом, Сэт, возможно думать, стал представлять собой, так сказать, отрицательное солнце: сосредоточил в себе злые и губительные стороны беспощадного африканского зноя, которые логика новой развивающейся морали не позволяла более приписыва,ть абсолютному солнцу-добру, Озирису и Гору (Lanzone).

@темы: Боги

Комментарии
20.10.2010 в 12:27

I'm not man enough to be human, but I'm trying to fit in, and I'm learning to fake it (с)ММ
Спасибо!
Один из любимых, если так можно сказать, персонажей египетской мифологии.
20.10.2010 в 14:49

Без надежды надеюсь
в особенности в эпоху восемнадцатой и девятнадцатой династии, когда культ его достиг величайшeгo развития. В это время он становится едва ли не верховным божеством.
получали они. такие же дары от Тора и других солнечных божеств.

В этих кусках - явные ляпы. Вообще, информация здесь относительно этого божества сомнительного характера, которую нужно проверять.

К сожалению, культ этого божества мало исследован и существует всего две монографии на эту тему:
1. te VELDE, H., Seth, God of Confusion. A Study of his Role in Egyptian Mythology and Religion. Leiden, E. J. Brill, 1977
2. GRIFFITHS, J. Gwyn, The Conflict of Horus and Seth from Egyptian and Classical Sources. A Study in Ancient Mythology, Liverpool University Press, 1960

Плюс немногочисленные статьи.
20.10.2010 в 22:59

Без надежды надеюсь
Кстати, если кому интересно, монографию te VELDE "Seth, God of Confusion" можно скачать здесь: ineedfile.com/download/17505994-h-te-velde-seth...
21.10.2010 в 16:45

Рамина, Королева Полевых Мышей
Lara-Van Спасибо за ссылку!
22.10.2010 в 16:36

THE LEGEND IS REAL
Lara-Van, конечно, здесь ляпы - просто это сканер так прочитал. Я уже подправил. Не Тор, а Гор, конечно, у меня не было времени перечитать получившийся текст.
Что касается содержания, то автор - известный писатель и исследователь религии Александр Амфитеатров. Текст взят из книги "ДЬЯВОЛ в быте, легенде и в литературе средних веков" (оригинальное исследование по демонологии), © Главная редакция издательско-полиграфического концерна "Шарк", Ташкент, 1993.
Книга написана, по всей вероятности, в начале прошлого столетия (даты я не нашел), поэтому некоторые факты или понятия могут казаться устаревшими.
Однако все же было бы интересно узнать ТОЧНО - в чем фактические ляпы, это очень важно. Мне кажется, что принципиально здесь все верно. Если я не прав, то в чем? Пожалуйста, уточните.
22.10.2010 в 18:31

Без надежды надеюсь
Alexander The Great Meriamon Setepen-Ra

например, это: в особенности в эпоху восемнадцатой и девятнадцатой династии, когда культ его достиг величайшeгo развития. В это время он становится едва ли не верховным божеством.
XVIII - XIX династии были тем периодом, когда огромное значение обрел культ солнечного бога Амона-Ра: к XVIII династии Фивы достигли статуса столицы Египта, а покровителем 4 нома Верхнего Египта (где Фивы и располагались) был Амон-Ра. в XIX династию резиденция фараона "переехала" в другую местность, тогда как Фивы с Карнакским храмом остались важнейшим религиозным центром страны. Что касается Сета, он НИКОГДА не претендовал на роль верховного божества, поскольку он являлся покровителем чужеземных стран и пустыни (что в представлении египтян было одно и тоже, если судить по одинаковому детерминативу в языке), а также - разрушительной силы (например, бури), что ассоциировалось у египтян с хаосом. А с какого-то времени его вообще боялись изображать в гробницах. Вообще, суть этого божетсва довольно противоречива и требует дальнейшего исследования. Например, Сет олицетворял мужское бессилие.

Амфитеатров наверняка спутал некоторые факты, поскольку во времена завоевания Египта гиксосами (Второй переходный период) Сет ассоциировался у завоевателей с семитским богом Баалом, который у семитов занимал в пантеоне, так сказать, одно из важнейших мест. По крайней мере, в угаритских текстах это ясно обозначено. Таким образом, гиксосы (которые, по мнению многих исследователей, являлись одними из семитских племен) адаптировали под себя культ бога Сета, сравнивая его с семитским Баалом и сделав его (Сета) своим верховным божеством.
Есть и другие неточности в тексте, но они спорны. Например, здесь написано, что Омбос являлся культовым центром Сета, тогда как в трудах Баджа упомянут Оксиринх, а не Омбос.
Возможно, информация устаревшая. Потому я и указала на две актуальные монографии относительно Сета.
Если брать теологию Египта в общем, то очень советую прочитать работу Яна Ассмана "Египет: теология и благочестие ранней цивилизации", Москва, 1999. Работа очень интересная, раскрывающая практически все аспекты древнеегипетской религии.
22.10.2010 в 18:36

Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Lara-Van
А насколько вообще можно доверять Амфитеатрову? Он был ученым? По-моему - нет. Насколько помнится, он был публицистом.
22.10.2010 в 18:45

Без надежды надеюсь
Claudia*

насколько мне известно, Амфитеатров не знал древнеегипетского языка, а поэтому не работал с источниками, а брал выводы, скорее всего, из трудов других ученых.
Может, его можно считать популяризатором науки? :-)
22.10.2010 в 18:51

Стучу в небеса и слушаю отзвуки
Lara-Van
Я бы тоже склонилась к такому выводу.
23.10.2010 в 00:20

недобрый христианин
Lara-Van , вот, насчет гикососв - оно. Они и поклонялись.
23.10.2010 в 00:37

Без надежды надеюсь
Тао2

но гиксосы - не египтяне )))
23.10.2010 в 00:45

недобрый христианин
Lara-Van , так а я об чем?:) Потому и.
23.10.2010 в 00:49

Без надежды надеюсь
И кроме того, правление гиксосов приходится на XIV - XVI династии. Затем начались активные действия египтян относительно изгнания этих завоевателей (к XVII династии они и были изгнаны из территории Египта). А тут в тексте указаны XVIII - XIX династии (я имею в виду период поклонения Сету как "верховному божеству"). Не получается... :-)
23.10.2010 в 00:52

Без надежды надеюсь
Тао2

так а я об чем? Потому и.
А в тексте поста что написано? ))
23.10.2010 в 01:02

недобрый христианин
Lara-Van , И кроме того, правление гиксосов приходится на XIV - XVI династии. Затем начались активные действия египтян относительно изгнания этих завоевателей (к XVII династии они и были изгнаны из территории Египта). А тут в тексте указаны XVIII - XIX династии (я имею в виду период поклонения Сету как "верховному божеству"). Не получается... :-)

Я в курсе. Единственно, изгнаны были к ХVIII династии. Т.е. с Яхмоса I оная династия начинается.
Так а что не получается?
В тексте поста написано, что при 19-20-й династиях Сету поклонялись. Кстати, маленько и поклонялись, да и рамессиды (по ряду источников) частично были потомками гиксосов. *ссылку не кину, давно вопрос не изучал, а когда изучал, интернета еще не было:)
А вот то, что до... Не поклонялись. А гиксосы поклонялись явно в т.ч. и чтоб египтянам досадить.
23.10.2010 в 09:54

Без надежды надеюсь
Тао2

читать дальше
23.10.2010 в 10:24

Без надежды надеюсь
Поправка: Рамессиды и соответствовали периоду XX династии. :-) Далее Египет опять распадается на северную и южную части.

Здесь я имела в виду, что есть утверждения относительно того, что в рамессидах текла кровь их "предков-гиксосов" и которые пытаются опровергнуть. Но это был тот период (XX династия), когда культ Сета сошел на "нет". Последний фараон XIX династии, названный в честь Сета (в картуше находится изображение Сета), был Сетнахт. Хотя в литературе этот фараон фигурирует и как "начинатель" XX династии. Спорный вопрос... :-)
А что за источники (то, что в числе предков Рамессидов были гиксосы)? Ссылку не надо, просто укажите названия источников, если возможно.

Случайно я "обозвала" Сета как "Сети" (в предыдущем комментарии), но здесь большой ошибки нет.
23.10.2010 в 20:22

недобрый христианин
Lara-Van , охти, да с вами как раз я и не спорю. Ну разве что то, что "в период" 17-й династии (Секененра Тао и Ваджхеперра Камес) они еще не вовсе изгнались. А Яхмос - это уже начало 18-й династии.
"поклонялись" - сиречь культ. Но вот отношение... Так что ключевое слово - "маленько":)
Литература... Виноградов, Большаков, Берлев.. Лапис. Ну Хэйз. Когда я этим занималась, а то было лет 25 назад. И насчет предков рамессидов, вероятно, сходу и не укажу. За давностью.
23.10.2010 в 23:27

Без надежды надеюсь
Тао2

Да я с Вами и не пыталась спорить. Просто хотела что-то пояснить относительно текста в посте.
Что касается гиксосов, то с Вами я как раз согласна. Насколько помню из того, что читала, Яхмос прославился взятием столицы гиксосов Авариса (т.е. окончательной победой над ними), затем вторгся в Сирию. Секененра Тао же известен тем, что он начал активную борьбу против завоевателей и погиб на поле боя.
Период гиксосов до сих пор остается плохо исследованным. Например, существуют разные гипотезы относительно времени их вторжения в Египет. Одни исследователи указывают, что это была XIV династия, другие пишут о XV династии. Как раз XIV (или даже XIII) - XV династии являются, по мнению многих, практически "провалом" в истории Египта, т.е. по причине малого количества источников этот период почти не исследован.
24.10.2010 в 21:39

недобрый христианин
Lara-Van , уф, прояснили. По самому тексту топика я даже сначала и не лезла - уж очень он странный.
Да, именно так. Яхмос - второй сын означенного Секененра, он изгнание гиксосов и завершил. Был еще Камес (сохранился текст про его совет с вельможами), но он правил недолго, и история там мутная.
Он один из самых плохо исследованных, увы. Материала мало. И.А. Лапис (Царствие Небесное) мне немало помогла с рефератом по этому периоду, но сама признавала (а у нее две монографии были), что с материалом швах. Та же почва Дельты хуже хранит материалы:( Имеем статуэтку Тетишери (мать Секененра), "Сказку об Апопи и Секененра", тот самый разговор Камоса ("... захватил я посла в верхней части оазиса...") и... ну, про Яхмоса уже побольше. И что-то еще по мелочи.
Да, после 12-й династии все очень смутно. Тот же папирус Салье (не путаю? Ну где про траблы всякие) вроде относится к началу этого периода. То, что пишет Манфон... С этим вроде тоже не все однозначно. Опять же, существуют сторонники как длинной, так и короткой хронологий. охоже, что короткая как-то консистентнее. Часто )емнип)15-16 считаются "гиксосские", 13-14-17 - "египетские".
24.10.2010 в 23:50

Без надежды надеюсь
Тао2,

Что-то я опять много всего понаписала. :-) Читать дальше
25.10.2010 в 01:15

недобрый христианин
Lara-Van , спасибо за ссылки и информацию!
По правде говоря, я от египтологии отошла лет этак 20 назад, когда раздумала поступать на востфак ЛГУ... Так что пребываю художником, а нежность к Кеми осталась, но новыми знаниями не обросла, по большому счету:)
Насчет Манефона - это и в мои времена ясно было, потому у меня и значительное такое многоточие:)
мои предпочтения резко сменились: занимаюсь теперь пессимистической литературой в рамках древнеегипетской онтологии. Совсем узкая тема. :-)
Из пессимистического помню только "разговор разочарованного..."... Туда бы еще и поучение Аменемхета I пристроила:) А тема вообще-то очень интересная. Где-нибудь увидеть можно?
А Stephen Quirke - это же по-аглицки? Тогда спасибо, но, боюсь, не смогу воспользоваться вашей любезностью: английский у меня средненький, и что-то существенное теперь вряд ли осилю:(
01.11.2010 в 00:50

THE LEGEND IS REAL
Спасибо всем за информацию. Все же много спорного! А в мое время тем более только начиналось "современное" изучение Египта. Манефона как раз именно я "откомандировал" писать историю Египта. И все же возвышение Сета в свое время (только в какое?), по-моему, было, а Рамзес Второй Великий был сыном Сети Второго, если не ошибаюсь. Данные Амфитеатрова, возможно, устаревшие в смысле дат и династий, но мне кажется, что в них что-то есть. А вообще было бы интересно собрать здесь побольше данных об этом божестве.

Расширенная форма

Редактировать

Подписаться на новые комментарии
Получать уведомления о новых комментариях на E-mail