THE LEGEND IS REAL
Из книги А.Амфитеатрова "Дьявол".
Египетский Сэт или Сутэкс, свирепое божество, известное грекам под именем Тифона, не всегда был злым разрушителем. Культ Сэта чрезвычайно древен; он поднимается до пятой династии, - по крайней мере, уже в ее эпоху был в Мемфисе храм, посвященный Сэту. В наиболее цветущий период империи фараонов это божество было в величайшем почете, настолько, что' государи вставляли в свой титул прозвища "любимца Сэта" или "любимца Сутэкса" ... В это время Сэт пользовался теми же почестями, которые воздавались другим божествам светлой и доброй ка тегории, в особенности в эпоху восемнадцатой и девятнадцатой династии, когда культ его достиг величайшeгo развития. В это время он становится едва ли не верховным божеством. В поэме Пентаура фараон Рамзес II уподобляется богу Сэту в виде величайшей похвалы. На барельефах изображаются цари, получающиe от Сэта символы силы, жизни и мудрос'I:И, в том же самом порядке, как получали они. такие же дары от Гора и других солнечных божеств. Сверх того Сэт изображается научающим их стрельбе из лука. Центром его культа был в это время город Омбос, от которого он получил имя Нубти. По всей вероятности, он в это время был главным солнечным богом Южного Египта. Но вот в эпоху двадцать второй или двадцать пятой династии произошла резкая религиозная революция, которой Сэт был свергнут, изгнан из общества. богов, его изображения подвергались изуродованию, надписи в честь его. были истреблены. И, таким образом, божество доброе, Господь неба и земли, как имели обыкновение называть Сэта ранее, становится теперь божеством беспримерно злобным, олицетворением всего порочного и извращенного в мире нравственном и всего вредного в природе, - одним словом, полной противоположности добра и врагом света. Ненависть против Сэта доходит до того, что из списков населенных местностей вычеркиваются города, ему посвященные, как тифонические, то есть предполагаемые несчастными и приносящими несчастье.
В солнечном мифе Сэт теперь рассматривается не только как злейший и неумолимый враг своего брата Озириса, его убийца и похититель его престола, но также как злая сила в системе двух противоположных мировых начал, так что в этом порядке всякое благо приписывается кроткому и светлому Озирису и всякий вред ставится на счет свирепого и темного Сэта. Вместо прежних лестных эпитетов Сэт теперь обзывается в заклинаниях "аспидом, вредным пресмыкающимся, которого яд сожигает, разбойником, приходящим для того, чтобы украсть свет божества" и т.д. Красный цвет, посвященный Сэту, потому что в одном из превращений своих он принимал вид красного гиппопотама, объявляется проклятым и в знак войны со злым божеством египетские жрецы закалывают на жертвенниках своих богов животных красной шерсти, словно пленников из враждебной, побежденной армии. Развиваeтcя миф о мести Гора за отца своего Озириса и победе его над Сэтом. Страною Сэта объявляется жгучая пустыня - так называемый "Красный" пояс, обнимающий собой гористую часть восточного Египта до берегов Красного моря и, в особенности, часть пустыни, расположенная к югу нижнего Египта, включая сюда и Синайский полуостров. Здесь вотчина и территория Сэта, и, в силу этого, местности эти почитаются несчастными и отверженными. Таким образом, не перестав быть солнечныМ богом, Сэт, возможно думать, стал представлять собой, так сказать, отрицательное солнце: сосредоточил в себе злые и губительные стороны беспощадного африканского зноя, которые логика новой развивающейся морали не позволяла более приписыва,ть абсолютному солнцу-добру, Озирису и Гору (Lanzone).
Египетский Сэт или Сутэкс, свирепое божество, известное грекам под именем Тифона, не всегда был злым разрушителем. Культ Сэта чрезвычайно древен; он поднимается до пятой династии, - по крайней мере, уже в ее эпоху был в Мемфисе храм, посвященный Сэту. В наиболее цветущий период империи фараонов это божество было в величайшем почете, настолько, что' государи вставляли в свой титул прозвища "любимца Сэта" или "любимца Сутэкса" ... В это время Сэт пользовался теми же почестями, которые воздавались другим божествам светлой и доброй ка тегории, в особенности в эпоху восемнадцатой и девятнадцатой династии, когда культ его достиг величайшeгo развития. В это время он становится едва ли не верховным божеством. В поэме Пентаура фараон Рамзес II уподобляется богу Сэту в виде величайшей похвалы. На барельефах изображаются цари, получающиe от Сэта символы силы, жизни и мудрос'I:И, в том же самом порядке, как получали они. такие же дары от Гора и других солнечных божеств. Сверх того Сэт изображается научающим их стрельбе из лука. Центром его культа был в это время город Омбос, от которого он получил имя Нубти. По всей вероятности, он в это время был главным солнечным богом Южного Египта. Но вот в эпоху двадцать второй или двадцать пятой династии произошла резкая религиозная революция, которой Сэт был свергнут, изгнан из общества. богов, его изображения подвергались изуродованию, надписи в честь его. были истреблены. И, таким образом, божество доброе, Господь неба и земли, как имели обыкновение называть Сэта ранее, становится теперь божеством беспримерно злобным, олицетворением всего порочного и извращенного в мире нравственном и всего вредного в природе, - одним словом, полной противоположности добра и врагом света. Ненависть против Сэта доходит до того, что из списков населенных местностей вычеркиваются города, ему посвященные, как тифонические, то есть предполагаемые несчастными и приносящими несчастье.
В солнечном мифе Сэт теперь рассматривается не только как злейший и неумолимый враг своего брата Озириса, его убийца и похититель его престола, но также как злая сила в системе двух противоположных мировых начал, так что в этом порядке всякое благо приписывается кроткому и светлому Озирису и всякий вред ставится на счет свирепого и темного Сэта. Вместо прежних лестных эпитетов Сэт теперь обзывается в заклинаниях "аспидом, вредным пресмыкающимся, которого яд сожигает, разбойником, приходящим для того, чтобы украсть свет божества" и т.д. Красный цвет, посвященный Сэту, потому что в одном из превращений своих он принимал вид красного гиппопотама, объявляется проклятым и в знак войны со злым божеством египетские жрецы закалывают на жертвенниках своих богов животных красной шерсти, словно пленников из враждебной, побежденной армии. Развиваeтcя миф о мести Гора за отца своего Озириса и победе его над Сэтом. Страною Сэта объявляется жгучая пустыня - так называемый "Красный" пояс, обнимающий собой гористую часть восточного Египта до берегов Красного моря и, в особенности, часть пустыни, расположенная к югу нижнего Египта, включая сюда и Синайский полуостров. Здесь вотчина и территория Сэта, и, в силу этого, местности эти почитаются несчастными и отверженными. Таким образом, не перестав быть солнечныМ богом, Сэт, возможно думать, стал представлять собой, так сказать, отрицательное солнце: сосредоточил в себе злые и губительные стороны беспощадного африканского зноя, которые логика новой развивающейся морали не позволяла более приписыва,ть абсолютному солнцу-добру, Озирису и Гору (Lanzone).
Один из любимых, если так можно сказать, персонажей египетской мифологии.
получали они. такие же дары от Тора и других солнечных божеств.
В этих кусках - явные ляпы. Вообще, информация здесь относительно этого божества сомнительного характера, которую нужно проверять.
К сожалению, культ этого божества мало исследован и существует всего две монографии на эту тему:
1. te VELDE, H., Seth, God of Confusion. A Study of his Role in Egyptian Mythology and Religion. Leiden, E. J. Brill, 1977
2. GRIFFITHS, J. Gwyn, The Conflict of Horus and Seth from Egyptian and Classical Sources. A Study in Ancient Mythology, Liverpool University Press, 1960
Плюс немногочисленные статьи.
Что касается содержания, то автор - известный писатель и исследователь религии Александр Амфитеатров. Текст взят из книги "ДЬЯВОЛ в быте, легенде и в литературе средних веков" (оригинальное исследование по демонологии), © Главная редакция издательско-полиграфического концерна "Шарк", Ташкент, 1993.
Книга написана, по всей вероятности, в начале прошлого столетия (даты я не нашел), поэтому некоторые факты или понятия могут казаться устаревшими.
Однако все же было бы интересно узнать ТОЧНО - в чем фактические ляпы, это очень важно. Мне кажется, что принципиально здесь все верно. Если я не прав, то в чем? Пожалуйста, уточните.
например, это: в особенности в эпоху восемнадцатой и девятнадцатой династии, когда культ его достиг величайшeгo развития. В это время он становится едва ли не верховным божеством.
XVIII - XIX династии были тем периодом, когда огромное значение обрел культ солнечного бога Амона-Ра: к XVIII династии Фивы достигли статуса столицы Египта, а покровителем 4 нома Верхнего Египта (где Фивы и располагались) был Амон-Ра. в XIX династию резиденция фараона "переехала" в другую местность, тогда как Фивы с Карнакским храмом остались важнейшим религиозным центром страны. Что касается Сета, он НИКОГДА не претендовал на роль верховного божества, поскольку он являлся покровителем чужеземных стран и пустыни (что в представлении египтян было одно и тоже, если судить по одинаковому детерминативу в языке), а также - разрушительной силы (например, бури), что ассоциировалось у египтян с хаосом. А с какого-то времени его вообще боялись изображать в гробницах. Вообще, суть этого божетсва довольно противоречива и требует дальнейшего исследования. Например, Сет олицетворял мужское бессилие.
Амфитеатров наверняка спутал некоторые факты, поскольку во времена завоевания Египта гиксосами (Второй переходный период) Сет ассоциировался у завоевателей с семитским богом Баалом, который у семитов занимал в пантеоне, так сказать, одно из важнейших мест. По крайней мере, в угаритских текстах это ясно обозначено. Таким образом, гиксосы (которые, по мнению многих исследователей, являлись одними из семитских племен) адаптировали под себя культ бога Сета, сравнивая его с семитским Баалом и сделав его (Сета) своим верховным божеством.
Есть и другие неточности в тексте, но они спорны. Например, здесь написано, что Омбос являлся культовым центром Сета, тогда как в трудах Баджа упомянут Оксиринх, а не Омбос.
Возможно, информация устаревшая. Потому я и указала на две актуальные монографии относительно Сета.
Если брать теологию Египта в общем, то очень советую прочитать работу Яна Ассмана "Египет: теология и благочестие ранней цивилизации", Москва, 1999. Работа очень интересная, раскрывающая практически все аспекты древнеегипетской религии.
А насколько вообще можно доверять Амфитеатрову? Он был ученым? По-моему - нет. Насколько помнится, он был публицистом.
насколько мне известно, Амфитеатров не знал древнеегипетского языка, а поэтому не работал с источниками, а брал выводы, скорее всего, из трудов других ученых.
Может, его можно считать популяризатором науки? :-)
Я бы тоже склонилась к такому выводу.
но гиксосы - не египтяне )))
так а я об чем? Потому и.
А в тексте поста что написано? ))
Я в курсе. Единственно, изгнаны были к ХVIII династии. Т.е. с Яхмоса I оная династия начинается.
Так а что не получается?
В тексте поста написано, что при 19-20-й династиях Сету поклонялись. Кстати, маленько и поклонялись, да и рамессиды (по ряду источников) частично были потомками гиксосов. *ссылку не кину, давно вопрос не изучал, а когда изучал, интернета еще не было
А вот то, что до... Не поклонялись. А гиксосы поклонялись явно в т.ч. и чтоб египтянам досадить.
читать дальше
Здесь я имела в виду, что есть утверждения относительно того, что в рамессидах текла кровь их "предков-гиксосов" и которые пытаются опровергнуть. Но это был тот период (XX династия), когда культ Сета сошел на "нет". Последний фараон XIX династии, названный в честь Сета (в картуше находится изображение Сета), был Сетнахт. Хотя в литературе этот фараон фигурирует и как "начинатель" XX династии. Спорный вопрос... :-)
А что за источники (то, что в числе предков Рамессидов были гиксосы)? Ссылку не надо, просто укажите названия источников, если возможно.
Случайно я "обозвала" Сета как "Сети" (в предыдущем комментарии), но здесь большой ошибки нет.
"поклонялись" - сиречь культ. Но вот отношение... Так что ключевое слово - "маленько"
Литература... Виноградов, Большаков, Берлев.. Лапис. Ну Хэйз. Когда я этим занималась, а то было лет 25 назад. И насчет предков рамессидов, вероятно, сходу и не укажу. За давностью.
Да я с Вами и не пыталась спорить. Просто хотела что-то пояснить относительно текста в посте.
Что касается гиксосов, то с Вами я как раз согласна. Насколько помню из того, что читала, Яхмос прославился взятием столицы гиксосов Авариса (т.е. окончательной победой над ними), затем вторгся в Сирию. Секененра Тао же известен тем, что он начал активную борьбу против завоевателей и погиб на поле боя.
Период гиксосов до сих пор остается плохо исследованным. Например, существуют разные гипотезы относительно времени их вторжения в Египет. Одни исследователи указывают, что это была XIV династия, другие пишут о XV династии. Как раз XIV (или даже XIII) - XV династии являются, по мнению многих, практически "провалом" в истории Египта, т.е. по причине малого количества источников этот период почти не исследован.
Да, именно так. Яхмос - второй сын означенного Секененра, он изгнание гиксосов и завершил. Был еще Камес (сохранился текст про его совет с вельможами), но он правил недолго, и история там мутная.
Он один из самых плохо исследованных, увы. Материала мало. И.А. Лапис (Царствие Небесное) мне немало помогла с рефератом по этому периоду, но сама признавала (а у нее две монографии были), что с материалом швах. Та же почва Дельты хуже хранит материалы
Да, после 12-й династии все очень смутно. Тот же папирус Салье (не путаю? Ну где про траблы всякие) вроде относится к началу этого периода. То, что пишет Манфон... С этим вроде тоже не все однозначно. Опять же, существуют сторонники как длинной, так и короткой хронологий. охоже, что короткая как-то консистентнее. Часто )емнип)15-16 считаются "гиксосские", 13-14-17 - "египетские".
Что-то я опять много всего понаписала. :-) Читать дальше
По правде говоря, я от египтологии отошла лет этак 20 назад, когда раздумала поступать на востфак ЛГУ... Так что пребываю художником, а нежность к Кеми осталась, но новыми знаниями не обросла, по большому счету
Насчет Манефона - это и в мои времена ясно было, потому у меня и значительное такое многоточие
мои предпочтения резко сменились: занимаюсь теперь пессимистической литературой в рамках древнеегипетской онтологии. Совсем узкая тема. :-)
Из пессимистического помню только "разговор разочарованного..."... Туда бы еще и поучение Аменемхета I пристроила
А Stephen Quirke - это же по-аглицки? Тогда спасибо, но, боюсь, не смогу воспользоваться вашей любезностью: английский у меня средненький, и что-то существенное теперь вряд ли осилю